За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям. Переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения, воспитания инвалидов.
С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья создаются условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу ее профессионального самоопределения.
Правильный выбор профессии для слабослышащих людей имеет решающее значение в социально-реабилитационном плане. Поэтому одна из задач школы – помочь учащимся с недостатками слуха выбрать доступную, интересную, а главное востребованную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Эта задача достаточно эффективно решается при хорошо организованной и действенной профориентационной работе.
Электронная энциклопедия профессий «Путь к успеху» является одним из направлений системной работы по профориентации в школе.
Данный продукт направлен на решение такой задачи, как информированность школьников с недостатками слуха о многообразии мира профессий. В нём представлены некоторые профессии, которыми могут овладеть учащиеся с нарушениями слуха, с учетом их индивидуальных особенностей.
Энциклопедия построена с учетом слуховых и психологических особенностей учащихся с нарушением слуха.
Электронная энциклопедия профессий «Путь к успеху» содержит разделы:
В словаре представлены все термины, которые необходимы для понимания информации учащихся с нарушением слуха.
В этом разделе представлены типы профессий: человек-техника, человек-человек, человек-художественный образ, человек-природа, человек-знаковая система и профессии без предъявления к уровню образования. В каждом типе содержится перечень профессий. Каждая профессия описана в форме профессиограммы:
- описание профессии;
- требование к знаниям и умениям специалиста;
- требования к индивидуальным особенностям специалиста;
- содержание деятельности;
- условия работы;
- медицинские противопоказания;
- пути получения профессии.
В этом разделе представлен адаптированный тест Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии». Тест выявляет к какому типу у учащегося есть предрасположенность и дает возможность перейти по ссылке к интересующей его профессии.
В электронной энциклопедии представлен далеко не полный перечень профессий, доступных людям с ограничениями по слуху. В настоящее время количество профессий, которым обучают глухих и слабослышащих, постоянно увеличивается, поэтому в дальнейшем список профессий, размещённых в «Энциклопедии профессий» может быть расширен.
Авторы проекта:
Администратор сайта, технический редактор: Богатырева Н.В., учитель физики.
Руководитель проекта, главный редактор: Тикунова Е.В., педагог-психолог.
Корректор, редактор: Чиглинцева Е.С., учитель формирования слуха и речи.
Специалист по подготовке профессиограмм: Гнусарева Е.В., педагог-психолог.
Специалист по подготовке профессиограмм: Черненко О.Н., воспитатель.
По всем вопросам обращайтесь к администратору сайта по почте: Nad.zu@mail.ru